Санкции. Экспертиза⚡ США зачастили с блокирующими санкциями. Предыдущая волна была 10 января, спустя всего пять дней возникла - новая. Блокирующие санкции в отношении ряда компаний, участвующих в схемах обеспечения финансовых сделок между Россией и Китаем и действующих в интересах ВПК. Судя по релизу Минфина США речь о "клиринговых платформах", обеспечивающих трансграничные платежи за подсанкционные товары. В SDN внесен ряд китайских и российских юридических лиц, которые, по мнению властей США, были частью таких схем.
В их числе также Keremet Bank из Кыргызстана, который, по версии Минфина США, действовал в интересах российского ПСБ - ключевого финансового института, работающего в интересах российского ВПК.
Но самое интересное в другом. Несколько десятков российских компаний, ранее заблокированных по основаниям указа 14024, вновь заблокированы по основаниям Указа 13662.
Пресс-релиз пытается убедить нас в том, что нужно это для повышения риска вторичных санкций в отношении тех, кто взаимодействует с данным лицами. Но это только часть правды.
Мы считаем, что такой маневр нужен для того, чтобы осложнить следующей администрации возможные шаги по ослаблению санкций против России. Указ 14024 и так подразумевает вторичные санкции за взаимодействие с ранее заблокированными лицами, что ясно следует из ст. 1. Сходная норма есть и в ст. 1. Указе Обамы 13662 от 20 марта 2014 г.
Но. Указ 14024 Трамп при желании может легко отменить. Столь же легко он может при желании исключить из списка заблокированных лиц кого угодно, кто попал в него по основаниям данного Указа.
А вот с 13662 такой фокус не пройдет. Ст. 222 закона CAATSA от 2 августа 2017 г. (который Трамп собственноручно и подписал) говорит о том, что Указы Обамы по санкциям в связи с Украиной и кибер-инцидентами (13660, 13661, 13662, 13685, 13694, 13757) должны оставаться в силе. Исключить из SDN лицо, которое попало в него по основаниям данных Указов можно только в том случае, если президент даст Конгрессу заверения о том, что данное лицо более не совершает действий, которые послужили основанием для включения в SDN и что есть гарантии того, что оно не будет совершать их в будущем.
При желании президент это может вполне сделать. Таким был опыт исключения ряда российских компаний из SDN по "плану Баркера "в 2019 г. Но очевидно, что каждое исключение придется согласовывать с Конгрессом, что требует гораздо большего политического капитала и может встретить противодействие в Сенате или Палате представителей.
Иными словами, это "привет" Байдена Трампу. Впрочем, сам Трамп и не собирается снимать санкции, так что "привет" можно считать весьма натянутым. Первый срок Трампа показал, что аппетита к снятию ограничений в отношении российских лиц у него не было. Основанием для опасений уходящей администрации может быть страх того, что Трамп хочет решить украинский вопрос. А если это удастся, то теоретически могут быть сняты некоторые санкции.
Но это только теоретически. На практике сама "сделка" по Украине под большим вопросом. Трамп в свое время много с кем хотел договориться и "поладить". И ничего не вышло. Даже если "сделка" случится, она не будет означать автоматического снятия санкций. Так что питать надежды на снятие санкций при Трампе не стоит, а "привет" Байдена радикально ситуацию не меняет.
U.S. Department of the Treasury
Treasury Disrupts Russia’s Sanctions Evasion Schemes
Actions expose a secret payment channel for sensitive exports and target a Kyrgyzstani financial institution for supporting Russia’s military-industrial baseWASHINGTON — Today, the U.S. Department of the Treasury is moving against Russian efforts to evade…