Санкции. Экспертиза ⚡ 12 июня Минфин США опубликовал релиз об очередной волне ограничительных мер. Ранее масштабные санкции вводились 1 мая с.г.
Новые санкции включают в себя несколько аспектов. Начнем с главного. Расширяется спектр возможного применения вторичных санкций против зарубежных финансовых институтов (банков) за транзакции с российскими заблокированными лицами, а также сделки с ВПК России и сделки по отдельным товарам.
Почему это наиболее важно? Потому что Россия за два года активно переориентировала свои экономические связи на незападные страны (Китай, Индию, ОАЭ и др.). Естественно, наибольший интерес представляют поставки в Россию тех товаров, которые запрещены к поставкам западными странами. Одним из способов затруднить такие сделки являются вторичные санкции против банков в незападных странах, которые осуществляют финансовые транзакции по этим сделкам.
Системную работу в этом направлении Минфин и другие ведомства США начали в конце 2023 г. В декабре президент США Дж. Байден подписал указ 14114, который вводил поправки в указ 14024 - на сегодняшний день - это ключевой правовой механизм для введения санкций США в отношении российских лиц. Смысл поправок состоял в том, что Минфин США получал полномочия вводить блокирующие санкции или запрещать открывать корсчета в США банкам из третьих стран, которые осуществляют финансовые операции в пользу лиц, ранее заблокированных по основаниям работы в российском ВПК, технологическом, производственном, аэрокосмическом и иных секторах. А также вводить санкции в отношении тех банков из третьих стран, которые проводят значимые транзакции с российским ВПК и товарам, определенным в специальном списке Минфина от 22.12.23. (отдельные виды машин, оборудования, электроники).
Уже к февралю появились признаки влияния данных новелл на банки. От бизнеса стали поступать жалобы на задержки платежей или вовсе их отмену в банках дружественных стран (в т.ч. в китайских). 12 июня США расширили основания для введения вторичных санкций, а также прописали четкую инструкцию для зарубежных банков с набором требований по контролю риска вторичных санкций США. В частности:
1. Расширяется понятие "ВПК России". Теперь с ним связываются вообще все лица, заблокированные по указу 14024, в т.ч. те, которые к ВПК отношения не имеют. Логика здесь такая: если вся российская экономика прямо или косвенно работает на обеспечение военных действий, то и относятся к ней по сути все ранее заблокированные лица, включая, например, российские банки. Исключения составляют лишь сделки, по которым Минфин США ранее выдавал генлицензии (продовольствие, энергетика, медицина, телекоммуникации). Сюда же добавляются любые лица, не обязательно подсанкционные, работающие в технологическом, производственном, аэрокосмическом и иных секторах.
2. В качестве повода для введения санкций могут быть: использование непрозрачных для властей США способов транзакций; изменение информации об участниках сделки в платежных документах; сокрытия реальных целей транзакции и т.п.
3. Естественно, Минфин США предлагает банкам активно использовать систему комплаенса и контроля риска: вести тщательную проверку сделки, в т.ч. по ранее разработанным рекомендациям властей США.
Пока США массово не применяли вторичные санкции в отношении зарубежных банков за обозначенные сделки с Россией. Но меры от 12 июня с большой вероятностью еще больше усложнят транзакции с участием банков из дружественных стран. В том числе - и сделки в национальных валютах. То, что проблема устойчивых финансовых расчетов с незападными странами требует системного решения, было понятно давно. Теперь такая задача становится еще более выпуклой.